Сибирь Духовная

Тема 1. Священномученик Гермоген епископ Тобольский и Сибирский.  105 лет со дня начала правления Сибирской епархией епископа Тобольского Гермогена
Тема 2. Ислам в Сибири – вера с богатой историей и культурой.
450 лет назад (1572г.) в Сибирское ханство прибыли мусульманские проводники из Бухары и Ургенча
положение для школьников

подробнее о номинации

Священномученик Гермоген епископ Тобольский и Сибирский.
105 лет со дня начала правления Сибирской епархией епископа Тобольского Гермогена

Каждый, кто приезжает в духовную столицу Сибири – Тобольск, непременно посещает его главную достопримечательность – Кремль и Красную площадь. Самое первое сооружение знаменитого Кремлевского архитектурного комплекса – это Софийско-Успенский собор. Местом силы называют этот храм. Почему? Именно в этих стенах покоятся мощи двух   великих угодников Божиих –двух владык земли сибирской, святых Иоанна Тобольского и епископа Тобольского и Сибирского священномученика Гермогена Долганева (1858 – 1918 гг).

Архипастырское служение Иоанна Тобольского связано c временем правления Петра Великого, а имя владыки Гермогена тесно связано с последним российским царем-мучеником Николаем II.

Если прочитать житие Гермогена, то мы узнаем, что родился он в семье священника на Херсонщине и был наречен именем Георгий. Он получил блестящее университетское образование, но юношу тянуло к подвижнической жизни. Поэтому он оставляет светскую науку и поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию, там и принимает монашество с именем Гермоген.

Много сил он отдает просветительской деятельности. Выступает с речами как ревностный защитник веры, царя и Отечества. Стал известным духовным лидером, смело отстаивал свои убеждения, позволил себе сделать замечание самому царю. Вскоре его отправляют на далекую Тобольскую кафедру. В Сибири его и застал Октябрьский переворот 1917 года. В это смутное мятежное время и проявился твердый характер и стойкий дух архипастыря.

Богу было угодно, чтобы в Тобольске он вновь встретился с сосланной туда же арестованной царской семьей, они с государем попросили друг у друга прощения и примирились. Владыка тайно посылал заключенным Царственным узникам иконы, просфоры, молитвы и благословения, поддерживал с ними переписку, называя их Августейшими Страстотерпцами и многострадальным святым семейством. Тем самым он предвидел их скорое мученичество. На литургии владыка всегда вынимал частички из просфоры за царскую семью.

Новая власть не потерпела священника, призывавшего «не преклонять колена пред идолами революции», даже несмотря на то, что он был епископом.

В канун Пасхи 1918 года на Вербное воскресение епископ Гермоген, несмотря на запрет местных властей, решил провести крестный ход в Тобольске. Чтобы не допустить этого, большевики решили арестовать его. Однако владыка переночевал у прихожан, и крестный ход состоялся. У стены Тобольского кремля владыка остановился на высоком месте, откуда был виден губернаторский дом, где последнее время находилась в заточении царская семья. Он запел молебен, затем несколько минут молился, стоя над городом с простым деревянным крестом в руках. Молился о царе с царицею, которые уже были этапированы  из Тобольска в Екатеринбург, и о царских детях, которые в это время еще находились внизу в губернаторском доме. Затем он высоко поднял над собой крест и благословил царскую семью.

Арестовали епископа Гермогена сразу после крестного хода, а через полтора месяца тюрем он принял мученическую смерть. Его утопили в реке Туре, столкнув с парохода. Перед этим ему связали руки и привязали к телу огромный камень. Но его тело все равно вынесло на берег. Его обнаружили и предали земле местные крестьяне, а позднее, с приходом белой армии, со всеми почестями похоронили в Софийско-Успенском соборе Тобольска ровно в том месте, где первоначально были погребены останки святителя Иоанна двести лет назад. Все годы правления советской власти могила Гермогена была сокрыта – место погребения скрыто под толстым слоем цемента. И лишь в 2000 году мощи новомученика были обретены, и он был причислен к лику святых.

Конкурсные задания:


1. Изобрази, как владыка благословляет с высокой горы дом, где живет царская семья.

2. Изобрази, как ты представляешь встречу епископа Гермогена с царской семьей в Тобольске.

3. Нарисуй последний путь епископа Гермогена на пароходе.

подробнее о номинации

Ислам в Сибири – вера с богатой историей и культурой.

450 лет назад (1572г.) в Сибирское ханство прибыли мусульманские проводники из Бухары и Ургенча



Так было в XIV веке. Мусульманская миссия, в которой было 366 «вооруженных шейхов» пришла в Сибирь. С ними в союз вступил хан Шейбан с отборным войском. Объединившись, они сошлись в битве с язычниками за Веру. В результате многие шейхи погибли. Впоследствии, «когда Ислам был повсеместно принят сибирскими татарами, шейхов стали почитать как святых, а их могилы стали называть «астана». Возможно, эта битва неблагоприятно отозвалась в сердцах местных народов, и в последствии многие люди «Книги», шедшие в Сибирь для проповеди в простой одежде с котомкой через плечо, без еды и одежды, терпя холод и голод для того, чтобы донести до местных народов слова о Едином Боге, погибали от рук язычников.

Большой труд по сохранению истории сибирских татар совершил путешественник Г.Ф. Миллер. Он записал: «Святой муж или так называемый шейх, во время владения хана Кучума пришел их Бухарии в Сибирь и объявил, что ему было от Бога откровение о многих в Сибири похороненных святых, которые за распространение слова Божия приняли мученическую кончину».

Кардинально ситуация с распространением Ислама изменилась с приходом в Сибирь хана Кучума. «По его приглашению из Бухарии и Ургенча для миссионерской деятельности прибыли многие проповедники. История сохранила для нас некоторые имена: Ярым Сеид и его младший брат Дин-Али-Ходжа, а также Шерпети-Шейх. Благодаря этим проповедникам хан Кучум объявил войну «застарелому язычеству». Проповедь Ислама в правлении хана имела большой успех. В его правлении местная знать и их приближенные приняли проповедь о Едином Боге.

Несмотря на то, что Кучум приложил немало усилий для распространения Ислама на территории Сибирского ханства, ему еще не удалось добиться принятия Ислама не только предками современных хантов и манси, но и части татар. Не приняли Ислам татары, проживающие в устье реки Тара, реки Ница, а также татары, проживающие возле реки Аремзянка.

С вхождением Сибири в состав Российского государства наступил золотой век Ислама в Сибири. Проповедь Ислама приобрела больший размах. Способствовало успеху проповеди сближение с мусульманскими духовными центрами в Российском государстве. Также и то, что многие бухарцы, приходящие для торговли в Сибирь, получали налоговые льготы или совсем освобождались от них. Многие из них приняли российское подданство. Были основаны бухарские слободы в Тобольске, Таре, Тюмени. Изменились и подходы в проповеди Ислама. Если на начальном этапе проповеднических трудов происходило противостояние из-за силового давления в деле проповеди, то теперь проповедники не нуждались в военной охране. Неся слово о Едином Боге, терпением и любовью они приобрели сердца сибирских татар для исповедания мусульманской веры. В правление Екатерины II был издан указ, признающий мусульманство как равноправную религию для народов, которые ее исповедуют.

Сибирские татары, принявшие Ислам, приняли и мусульманскую культуру. В Сибири стали строиться мечети. При них стали открываться начальные школы (мэктэп), а затем и медресе. В начале XX века на территории нынешней Тюменской области было 167 мечетей и 63 медресе. В таких городах как Омск, Томск, Тара, Тобольск, Тюмень стояли мечети в каменном исполнении. К сожалению, после революции многие мечети и медресе были закрыты или разрушены.

В настоящеевремя для духовной жизни мусульман Сибири открыты мечети и культурные центры.Многие верующие совершают ежегодный хадж в Мекку, находятся в добрососедских отношениях с народами Сибири.
Народы, населявшие сибирскую землю: татары, остяки, вогулы, ногайцы, первоначально были в язычестве. Их родоплеменные отношения, исполнение языческих верований и обрядов были их многовековой культурой. Сибирские татары родственны другим тюркоязычным народам и имеют сходный язык. Такая родственность вызывала надежду у проповедников из Средней Азии в принятии сибирскими татарами Слова Корана. Многие проповедники, движимые желанием, что их слова о Едином Боге будут услышаны, приходили к идолопоклонническому народу в Сибирь. Они часто встречали упорство местных народов.

Конкурсные задания:


1. Изобрази, как хан Кучум встречает посольство из Бухары и Ургенча.

2. Нарисуй проповедника Ислама, рассказывающего сибирским татарам Коран.

3. Изобрази детей на уроке в начальной школе (мэктэп).

Следи за нами в соц сетях