Сибирь Духовная

Древние храмы Тобольска

Под архангельским крылом
Первый сибирский святой Василий Мангазейский
положение для школьников

подробнее о номинации

Древние храмы Тобольска


335 лет окончания строительства Софийско-Успенского собора.
330 лет каменному храму Знамения Божией Матери в Абалаке

После похода Ермака в 16 веке началось присоединение сибирских земель к России. Была образована вначале Сибирская губерния (простиравшаяся от Урала до Тихого океана), а затем на части ее - обширная Тобольская губерния. Три века столицей этих территорий был город Тобольск. Столицей не только административной (откуда управлял губернатор), но и духовной – здесь жил архиепископ, здесь строили большие храмы, здесь был центр образования.

Тобольск и сегодня называют духовной столицей Западной Сибири. До нашего времени сохранились его древние храмы, в этом году два из них отмечают важные даты:

335 лет окончания строительства и освящения Софийско-Успенского собора;

330 лет каменному храму Знамения Божией Матери в Абалаке (недалеко от Тобольска).

                                                                            Софийско-Успенский собор Тобольска

Софийско-Успенский кафедральный собор за его великолепие называют жемчужиной Тобольского кремля. Это первое кирпичное здание, построенное в Сибири.Заложено оно было на месте сгоревшей деревянной церкви в 1681 г. по указу царя Федора Алексеевича.

Новый храм решено было назвать Софийским - посвятить его Премудрости Божией («София» с греческого переводится как «мудрость»). По царскому указу образцом для строителей послужил московский Вознесенский собор. Насколько грандиозным делом для того времени было это строительство можно понять по такому факту: подготовка к началу работ заняла два года!
Когда здание было почти закончено, случилось непредвиденное: однажды ночью опоры не выдержали, и центральная часть обрушилась внутрь. Пришлось начинать почти сначала. Но даже при таких обстоятельствах закончили возведение собора быстро – за пять лет. В октябре 1686 г. митрополит Павел I освятил собор в честь Успения Божией Матери, поэтому собор именуется Софийско-Успенским.

Это величественное здание: высота его внутреннего пространства (от пола до свода центрального барабана) – больше 28 метров, общая высота с крестом - 47 метров, толщина стен – более 2 метров.
За свою долгую историю собор пережил немало потерь: были утрачены росписи стен (фрески) внутри храма, выполненные лучшими российскими мастерами 18 века,некоторые иконы, старинная церковная утварь. Главные потери случились тогда, когда советской властью храм на многие годы был закрыт для верующих и использовался сначала как склад, а потом стоял пустой, разрушался.

Возрождение началось в конце 80-ых годов прошлого века - собор вновь передали Русской Православной Церкви. В 1994 году восстановленный храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Работы по реставрации старейшего сибирского храма проходили и позже.Благодаря им Софийско-Успенский кафедральный собор и сегодня предстает перед нами во всем своем великолепии и величии. Это главное украшение Тобольска и всей сибирской земли.

                                                                                      Храм Знамения Божией Матери в Абалаке

В одной из самых древних из дошедших до нас летописей рассказано о явлении Святителя Николая атаману Ермаку вскоре после битвы под Абалаком. Николай Чудотворец возвестил, что этому месту суждено стать «жилищем Бога».

Спустя время, в 17 веке, бедной вдове Марии было видение: она должна убедить жителей Абалака построить церковь во имя иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. А тобольскому больному крестьянину Евфимию нищий посоветовал заказать икону.Крестьянин, по благословению архиепископа, заказал образ одному из самых искусных местных иконописцев - протодиакону Матфею. Икона была написана и исцелившийся Евфимий сам принес ее в новый деревянный храм в Абалаке.
Весть о чудотворной иконе распространилась по всей России, и Абалак стал местом паломничества.

Спустя несколько лет деревянный храм сгорел. На его месте была заложена каменная церковь «Знамение» Пресвятой Богородицы. Построили и освятили храм в 1691 году – 330 лет назад. Позже здесь появились и другие здания, был основан мужской монастырь.

Прославлена Абалакская икона «Знамение» многочисленными чудесами, которые были явлены Пресвятой Богородицей по молитвам просящих.

Так, летом 1665 года в окрестностях Тобольска шли проливные дожди, жителям грозили неурожай и голод. Архиепископ отправил священников в Абалак. Чудотворная икона крестным ходом была принесена в Тобольск. После молебна облака рассеялись и дождь прекратился.

С тех пор каждый год в июне чудотворную икону Божией Матери приносят из Абалака в Тобольск.
А к образу Божией Матери, в Абалак, сегодня, как и столетия назад, стремятся паломники – с надеждой и упованием.


Конкурсные задания:


1. Изучи фотографии, картины и иконы с изображением святителя Филофея и нарисуй свой портрет святого.

2. Изобрази, как ты представляешь явление Матери Божией со стоящим справа святым Николаем Чудотворцем и слева - святой Марией Египетской бедной вдове Марии.

3. Изобрази Знаменский Абалакский монастырь на берегу Иртыша (по фотографии).


подробнее о номинации

Под архангельским крылом

240 лет каменной церкви Архангела Михаила в Тюмени

Церковь Архангела Михаила - одна из старейших в Тюмени. Первое ее здание,деревянное, было построено еще в 1616 году – самому городу тогда было всего лишь 30 лет! Но это здание сгорело во время пожара. Тюменцы отстроили заново деревянную церковь. Но новый пожар (случались они в те времена очень часто!) не пощадил и ее. Вот тогда и решили православные просить разрешение на постройку каменного храма. Здания из камня в 18-ом веке возводили не часто, и только по особому разрешению властей.

В 1781 году - 240 лет назад - архиепископом Тобольским и Сибирским Варлаамом I была подписана грамота (разрешение) о строительстве в Тюмени здания каменной церкви во имя Архистратига* Михаила.

Строили не быстро, но основательно. Сохранилось свидетельство, что некий тюменец, знавший толк в строительстве из камня, определил, что «фундамент заложен прочный и стены кладутся надежно».

И вот здание построено – прекрасное в своих классических пропорциях, с изящными элементами сибирского барокко.
Для многих и многих поколений тюменцев этот храм стал важнейшим местом в их жизни. Сюда спешили в праздники и в будни, в радости и в горе, с надеждами и упованием на помощь в трудные дни. Приходящие в храм любили и заботились о нем: ремонтировали, когда ветшал, украшали, давали деньги на приобретение икон и другие нужды.

По имени храма этих православных тюменцев называли «архангельцами», и они сами себя так называли. Это не просто слова: Архангел Михаил оберегает, помогает в трудную минуту и защищает в беде. Ведь он – главный среди небесных воинов, которые борются со злом.

Начался 20-ый век, в стране произошла революция и новая власть стала закрывать церкви. Так случилось и с храмом Архангела Михаила. Здание решено было использовать«для других целей». Здесь были то клуб, то склад и гараж, то гарнизонная прачечная, то столовая и общежитие… Перестраивали, сносили «лишнее», не берегли ни внешнюю красоту церкви, ни внутреннюю. Только когда советская власть закончилась, здание передали Тобольско-Тюменской епархии и началось его восстановление.

Снова воздвигли купол – символ неба и покрова над всеми, кто приходит под своды храма. Заново отстроили колокольню, ведь колокольный звон – голос церкви, так она разговаривает с людьми и Богом. Терпением и трудом верующие постепенно, год за годом, возвращали зданию Архангела Михаила его прежний облик. Но главное –возвращали в эти стены, под эти своды дух храма.
Тюменцы, которые работали на восстановлении, стали первыми прихожанами –собирались здесь на молитву. Постепенно узнавали о том, что храм на улице Ленина вновь действует, и другие горожане – росло число новых «архангельцев».

Есть такое понятие: намоленное место. Это значит особое место, где чувствуешь и понимаешь важное для себя. Так можно сказать и о храме Архангела Михаила: несколько веков подряд здесь совершалась молитва, а после перерыва – вновь совершается изо дня вдень вот уже 20 лет. Иногда эта молитва звучит на особом языке, церковно-славянском,иногда ее поет хор – так происходит во время богослужений. А еще молитва может быть безмолвной: горит свеча, теплится лампада, тихо стоит кто-то перед иконой - просит,чтобы близкие были здоровы, благополучно прошли испытания, приняли верное решение,простили обиду…
Однажды открыв эти двери очень многие становятся постоянными прихожанами храма, зовут сюда членов своей семьи, родных, друзей. Потому что осознают: каждый раз они находят здесь и уносят с собой частичку радости, добра и надежды на лучшее.

* Архистратиг – означает «главный среди архангелов и других ангельских небесных сил».

Конкурсные задания:


1. Нарисуй сегодняшний храм Архангела Михаила в Тюмени.

2. Нарисуй «архангельцев», приходящих в храм.

3. Изобрази, как батюшка крестит младенца в храме.

Следи за нами в соц сетях

подробнее о номинации

Праведный мученик и чудотворец

Первый сибирский святой Василий Мангазейский

Русская земля дала миру множество святых угодников, мучеников за веру и чудотворцев. Богат ими и сибирский край. Первым святым, прославленным на нашей земле, стал Василий Мангазейский. Вся жизнь праведного Василия – пример горячей любви к Богу, стойкости в вере и силы духа.

Василий родился более 400 лет назад, в 1583-м году, в городе Ярославле, вне богатой, но благочестивой семье. С детства родители научили маленького Васю молиться и во всём полагаться на Господа. Мальчик рос скоромным, кротким,старательным и всегда помогал старшим.

Семья жила бедно, поэтому ещё в юном возрасте Василий начал трудиться. Видя усердие юноши, один богатый купец взял его к себе и назначил управляющим продажей своих товаров. Этот торговец возил пушнину в Мангазею – один из первых сибирских 8городов. Местечко это было красивое, располагалось за Полярным кругом, на высоком правом берегу реки Таз, что в 300 километрах от Тазовской губы Карского моря. Путь сюда был долгим, трудным и опасным. Но в Мангазее хорошо шла торговля, что давало купцам огромный доход.

Юноша стал трудиться в Мангазее, в одной из лавок своего хозяина. Василий хорошо справлялся с работой, был честным и справедливым. При этом и Бога не забывал– часто молился, соблюдал заповеди, ходил в церковь.

Как-то раз, на Пасху, когда Василий молился в храме, злые люди пробрались в лавку и забрали товар. Узнал об этом купец и очень разгневался. Потребовал, чтобы Василий немедленно пришел к нему! Но разве хорошо уходить с праздничной службы?Конечно, нет. Да и пропавший товар обратно не вернёшь. Василий решил положиться на волю Божию и остаться в храме, пока не кончится заутреня, а после вернуться в лавку.

Такое поведение юноши ещё больше разозлило купца. Закралась ему в голову мысль, будто Василий – соучастник преступления, а потому и не спешит к нему.

Как только юноша вернулся со службы, хозяин жестоко его избил. Василий стойко переносил побои и говорил своему мучителю, что ничего в лавке не брал. Купец не поверил кроткому юноше и отвел его к городскому воеводе Савлуку Пушкину. Здесь Василия подвергли новым истязаниям. Юноша не мог признаться в том, чего не совершал, а потому молча переносил все пытки. Это привело жадного купца в ярость, и он ударил Василия связкой тяжелых амбарных ключей, от чего юноша погиб. Было это 23 марта 1602 года.

История Василия могла бы забыться, если бы спустя 47 лет чудесным образом не явились людям его святые мощи. Василий Мангазейский был прославлен Господом и стал почитаться как праведный мученик и чудотворец. Святому Василию стали молиться охотники и путники, которые заблудились в дороге или оказались в опасности, болящие просили об исцелении – и все получали помощь.

В 1670 году мощи святого были перенесены в Туруханский Троицкий монастырь. Написаны иконы Угодника Божия Василия, перед которыми и сейчас молятся многие православные.

Конкурсные задания:


1. Представь, как выглядел юноша Василий и нарисуй его портрет.

2. Изобрази, как шла торговля в Мангазее, как Василий помогает купцу.

3. Представь и нарисуй, как охотники обращаются в молитвах к святому Василию и просят уберечь их от опасности.