175 лет (в 1848 году) со дня торжественного внесения в Тюменскую Знаменскую церковь чудотворной иконы Знамение Божией Матери, благодаря которой прекратилась эпидемия холеры.
Святынями называют особо почитаемые предметы или места. Православные храмы Тюмени – это святыни? Безусловно. А иконы? И иконы тоже. Икона – слово греческое, означает «образ». Предметом почитания образа является изображение Бога, Божией Матери, ангелов, святых людей, а также сюжетов, рассказанных в главной книге всех христиан – Библии. Иконы – это своеобразная живописная книга о вере. Предназначаются они для молитвы, то есть для разговора с тем, кто на иконе изображен.
Прославившиеся чудесами иконы называют чудотворными. Таковых очень много. Одна из них находится в главном храме Тюмени, который называется Знаменским кафедральным собором. Собор насчитывает историю около четырехсот лет. Название кафедрального собора связано с чудотворной иконой Божией матери Знамение.
Что о ней известно? Прибыла она в наш город при первом Сибирском и Тобольском архипастыре Киприане в далеком 1621 году. Считается первой зарегистрированной иконой Сибири. Написана иконописцем из Великого Устюга точно так же, как знаменитая Новгородская икона Знамение, явившая чудо спасения в 1170 году при воинском нападении.
Предполагалось, что прибывшая икона тоже защитит первый город Сибири от набегов. Икону поместили в нише над входом в храм. Но проявила она себя в другом - остановила эпидемию страшной болезни, холеры, в середине XIX века. В день тогда умирало до 170 человек! Лекарства от этой болезни не было. И вот одной женщине было видение – именно с этой иконой обходить город. Путь к спасению был найден - в вере!
По преданию, после десятидневных крестных ходов с иконой Знамение холера внезапно прекратилась. Из благодарности к своей спасительнице горожане решили поместить лик Богоматери на самом видном месте храма. Там, где и стоит по сей день вот уже 175 лет. После переноса святыни стали замечать, что она дарует исцеление и от других недугов.
В годы, когда храм был закрыт, удивительная икона пропала. Та, чтосегодня в храме – это новый список, копия. Но менее знаменитой и чудотворной отэтого она не стала. И ежегодно 8 августа у иконы-спасительницы совершаютсяблагодарственные молебны.
Сейчас мы с вами погрузимся в глубину веков и постараемся увидеть, как рождалась Тобольскаядуховная семинария…
Началось всёв 17 веке с присоединения Сибири к Российскому государству. Воевода Ермак Тимофеевич одолел хана Кучума, который властвовал над местными народами. Вслед за Ермаком пришли в Сибирь русские поселенцы и начали ставить остроги(крепости), возводить храмы. Вот только большинство населения Сибири было языческим. Царь Михаил Фёдорович задумался: что же делать? Как в отдаленном крае распространять слово Божие? Посовещавшись с патриархом (главой Церкви), в 1620 году царь учредил Сибирскую епархию с центром в Тобольске. И конечно, край тогда очень нуждался в образованных священниках (пастырях). Их в Сибирскую епархию приходилось отправлять из центральной части России.
Спустя годы, уже другим русским царём, Петром I, был издан Указ, в котором повелевалось в Тобольске: «… построить училище поповских, дьяконовских и церковных детей». В том же Указе царь объяснял, чем будут заниматься выпускники этого училища: «народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев приводить к познанию истинной веры... »
Исполнять волю Петра в Сибирской епархии должен был владыка Филофей. В 1703 году он открыл первую в Сибири славяно-русскую школу для детей священнослужителей. Расположилась она в Тобольске на Софийском дворе. Новое дело – почти всегда трудное, непросто было и вести обучение в школе. Ноне смотря на трудности, школа развивалась и крепла. В 1743 году митрополит Антоний II преобразовывает её в семинарию.
Митрополит настоял на том, чтобы все дети церковнослужителей в возрасте от 8 до 18 лет учились в этой семинарии. Приезжали учителя из Киева, обогащалась нужными книгами, пособиями библиотека. Наряду с богословскими науками будущие пастыри изучали историю и географию, красноречие и медицину, математику и рисование, греческий и французский языки. Особое внимание Антоний уделял миссионерской деятельности семинаристов: слово Божие звучало во многих отдаленных уголках обширного сибирского края. Выпускники семинарии разъезжались на служение с крестом и книгой.
Последний выпуск в семинарии состоялся весной 1919 года, а потом долгих 70 лет в семинарии не было занятий. Были закрыты храмы, многие снесены. Но огонёк духовности теплился в сердце народа, промысел Божий не дал угаснуть православной вере.
В конце XX века, в 1989 году, Тобольская духовная семинария открывается вновь! И опять стоит задача подготовки священников в возрожденном учебном заведении. Сюда были направлены преподаватели из московских духовных школ.Много пришлось потрудиться и первым семинаристам: надо было восстанавливать храм семинарии – церковь апостолов Петра и Павла, помогать в ремонте классов для занятий.
В это же время на Сибирскую землю был послан сильный духом, трудолюбивый пастырь - епископ Димитрий. Его заботами при семинарии открывается регентская школа, которая готовит будущих руководителей приходских хоров, мужская православная гимназия, начинает работу иконописный класс. В 1998 году Тобольская духовная семинария становится высшим учебным заведением.
В настоящее время Тобольская семинария – это духовный центр на пространстве от Урала до Дальнего Востока. В ее стенах обучаются молодые люди из разных регионов России и других стран. Семинаристы не только учатся, но и ведут активную просветительскую деятельность: по давней традиции совершают миссионерские поездки, проводят интересные мероприятия, готовит материалы для разных изданий, помогают в приеме паломников.
В этом году духовной школе Тобольска 320 лет! Что можно пожелать в такой юбилей? Конечно же, процветания, усердных воспитанников и Божьей помощи!
С XVI по XVIII век Россия активно осваивала новые земли – ближние к своим границам и дальние. Продвигаясь по Сибири на восток, первопроходцы в 1628 году основали город Красноярск, а в 1661 году – Иркутск. Новые территории входили в состав империи вместе с народами их населявшими. Страна становилась всё более и более многонациональной, жители ее исповедовали разные религии.
Новые российские подданные давали клятву на верность царю по тексту присяги, но с изменениями - согласно вероисповеданию, «по своей вере». Государство еще никак не определяло в законах свое отношение к вере других народов. И только в 1773 году в правление императрицы Екатерины II был принят долгожданный указ «О терпимости всех вероисповеданий…построения по их закону молитвенных домов».
Спустя пять лет Екатерина II издает распоряжение о том, чтобы для бесплатной раздачи мусульманам напечатать канонический текст Корана (Канонический – значит твёрдо установленный). Этот текст должен быть единым для мусульман на всей территории России.
Как поясняет один из видных исследователей ислама, для подготовки текста Корана к печати пригласили очень известного каллиграфа и знатока священной книги – муллу Усмана Исмаила. По его почерку и был сделан шрифт, который передали в типографию Академии наук Санкт-Петербурга. И несколько первых тиражей Корана было напечатано в Петербурге. Это первое печатное издание Корана, причем мусульманами принятое, потому что его подготовил мусульманин.
Потом этот типографский набор отправили в Казанский университет. И Коран продолжали печатать в Казани, эти книги получили название «казанские Кораны».
По мнению ученых, шрифт каллиграфа Усмана Исмаила считался одним из лучших в Европе. Достоинство его в том, что он не вызывает разночтений, то есть текст прекрасно читается. И сейчас, в XXI веке, мы можем прочитать все, что им написано.
Кораны Екатерины, сегодня больше известные как «казанские Кораны», стали популярны и востребованы не только в странах Средней Азии, но и на Ближнем Востоке. Получается, что Россия подарила мусульманскому миру не только печатный Коран, который был этим миром воспринят, но и шрифт, известный сегодня, как«казанский». Хотя было бы правильнее называть его «петербургским» шрифтом.
Конечно, Коран был известен в России задолго до правления Екатерины II. Рукописные экземпляры священной книги хранились в царских сокровищницах Ивана Грозного, Петра I, в главных библиотеках страны. Но выход в свет в России первого печатного Корана был очень важен: государство показало этим, что поддерживает мусульман и уважает их веру. Это уважительное отношение к Корану и людям, его исповедующим, стало традицией на многие годы.