Сибирь Духовная

Тема 1. Икона ЗНАМЕНИЕ – православная святыня Сибири
175 лет (1848 г.) со дня торжественного внесения в Тюменскую Знаменскую церковь чудотворной иконы Знамение Божией Матери для совершения молебна, после которого прекратилась эпидемия холеры, охватившая весь город
Тема 2. Тобольская семинария – центр духовного просвещения
280 лет назад (в 1743 г.) открыта Тобольская духовная семинария, образованная на базе архиерейской духовной школы
Тема 3. Кораны Екатерины: для мусульман империи и всего мира
236 лет со дня выхода в России первого печатного издания Корана (1787 г.)
положение для школьников

подробнее о номинации

175 лет (1848 г.) со дня торжественного внесения в Тюменскую Знаменскую церковь чудотворной иконы.

Знамение Божией Матери для совершения молебна, после которого прекратилась эпидемия холеры, охватившая весь город

175 лет (в 1848 году) со дня торжественного внесения в Тюменскую Знаменскую церковь чудотворной иконы Знамение Божией Матери, благодаря которой прекратилась эпидемия холеры.

Святынями называют особо почитаемые предметы или места.  Православные храмы Тюмени – это святыни? Безусловно. А иконы?  И иконы тоже. Икона – слово греческое, означает «образ». Предметом почитания образа является изображение Бога, Божией Матери, ангелов, святых людей, а также сюжетов, рассказанных в главной книге всех христиан – Библии. Иконы – это своеобразная живописная книга о вере. Предназначаются они для молитвы, то есть для разговора с тем, кто на иконе изображен.
Прославившиеся чудесами иконы называют чудотворными. Таковых очень много. Одна из них находится в главном храме Тюмени, который называется Знаменским кафедральным собором. Собор насчитывает историю около четырехсот лет. Название кафедрального собора связано с чудотворной иконой Божией матери Знамение.
Что о ней известно? Прибыла она в наш город при первом Сибирском и Тобольском архипастыре Киприане в далеком 1621 году. Считается первой зарегистрированной иконой Сибири. Написана иконописцем из Великого Устюга точно так же, как знаменитая Новгородская икона Знамение, явившая чудо спасения в 1170 году при воинском нападении.

Предполагалось, что прибывшая икона тоже защитит первый город Сибири от набегов. Икону поместили в нише над входом в храм. Но проявила она себя в другом - остановила эпидемию страшной болезни, холеры, в середине XIX века. В день тогда умирало до 170 человек!  Лекарства от этой болезни не было. И вот одной женщине было видение – именно с этой иконой обходить город. Путь к спасению был найден - в вере!  
По преданию, после десятидневных крестных ходов с иконой Знамение холера внезапно прекратилась. Из благодарности к своей спасительнице горожане решили поместить лик Богоматери на самом видном месте храма. Там, где и стоит по сей день вот уже 175 лет. После переноса святыни стали замечать, что она дарует исцеление и от других недугов.

В годы, когда храм был закрыт, удивительная икона пропала. Та, чтосегодня в храме – это новый список, копия. Но менее знаменитой и чудотворной отэтого она не стала. И ежегодно 8 августа у иконы-спасительницы совершаютсяблагодарственные молебны.‍

Конкурсные задания:


1. Нарисуй крестный ход с тюменской иконой Знамение.

2. Известно, что храмы и иконы по праздникам украшают цветам. Нарисуй свою цветочную композицию для оформления чудотворного образа – иконы Знамение.

3. В семьях православных христиан места, где стоят иконы (называется красный угол), часто украшают расшитым полотенцем.  Многие семейные иконы помещают на полке с красивыми деревянными резными кружевами. Нарисуй красный угол с украшенной резьбой деревянной полочкой и расшитым полотенцем.

подробнее о номинации

Тобольская семинария – центр духовного просвещения.

280 лет назад (в 1743 г.) открыта Тобольская духовная семинария, образованная на базе архиерейской духовной школы

Сейчас мы с вами погрузимся в глубину веков и постараемся увидеть, как рождалась Тобольская духовная семинария…

Началось всё в 17 веке с присоединения Сибири к Российскому государству. Воевода Ермак Тимофеевич одолел хана Кучума, который властвовал над местными народами. Вслед за Ермаком пришли в Сибирь русские поселенцы и начали ставить остроги(крепости), возводить храмы. Вот только большинство населения Сибири было языческим. Царь Михаил Фёдорович задумался: что же делать? Как в отдаленном  крае распространять слово Божие? Посовещавшись с патриархом (главой Церкви), в 1620 году царь учредил Сибирскую епархию с центром в Тобольске. И конечно, край тогда очень нуждался в образованных священниках (пастырях).  Их в Сибирскую епархию приходилось отправлять из центральной части России.

Спустя годы, уже другим русским царём, Петром I, был издан Указ, в котором повелевалось в Тобольске:  «… построить училище поповских, дьяконовских и церковных детей». В том же Указе царь объяснял, чем будут заниматься выпускники этого училища: «народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев приводить к познанию истинной веры... »

Исполнять волю Петра в Сибирской епархии должен был владыка Филофей. В 1703 году он  открыл первую в Сибири славяно-русскую школу для детей священнослужителей. Расположилась она в Тобольске на Софийском дворе. Новое дело – почти всегда трудное, непросто было и вести обучение в школе. Ноне смотря на трудности, школа развивалась и крепла. В 1743 году митрополит Антоний II преобразовывает её в семинарию.

Митрополит настоял на том,  чтобы все дети церковнослужителей в возрасте от 8 до 18 лет учились в  этой семинарии. Приезжали учителя из Киева, обогащалась нужными книгами, пособиями библиотека.  Наряду с богословскими науками будущие пастыри изучали историю и географию, красноречие и медицину, математику и рисование, греческий и французский языки. Особое внимание Антоний уделял миссионерской деятельности семинаристов: слово Божие звучало во многих отдаленных уголках обширного сибирского края. Выпускники семинарии разъезжались на служение с крестом и книгой.

Последний выпуск в семинарии состоялся весной 1919 года, а потом долгих 70 лет в семинарии не было занятий. Были закрыты храмы, многие снесены. Но огонёк духовности теплился в сердце народа, промысел Божий не дал угаснуть православной вере.

В конце XX века, в 1989 году, Тобольская духовная семинария открывается вновь! И опять стоит задача подготовки священников в возрожденном  учебном заведении. Сюда были направлены преподаватели из московских духовных школ.Много пришлось потрудиться и первым семинаристам: надо было восстанавливать храм семинарии – церковь апостолов Петра и Павла, помогать в ремонте классов для занятий.

В это же время на Сибирскую землю был послан сильный духом, трудолюбивый пастырь - епископ Димитрий. Его заботами при семинарии открывается регентская школа, которая готовит будущих руководителей приходских хоров, мужская православная гимназия, начинает работу иконописный класс. В 1998 году Тобольская духовная семинария становится высшим учебным заведением.

В настоящее время Тобольская семинария – это духовный центр на пространстве от Урала до Дальнего Востока. В ее стенах обучаются молодые люди из разных регионов России и других стран. Семинаристы не только учатся, но и ведут активную просветительскую деятельность: по давней традиции совершают миссионерские поездки, проводят интересные мероприятия, готовит материалы для разных изданий, помогают в приеме паломников.

В этом году духовной школе Тобольска 320 лет! Что можно пожелать в такой юбилей? Конечно же, процветания, усердных воспитанников и Божьей помощи!

Конкурсные задания:


1. Нарисуй рукоположение в священники в Софийско-Успенском соборе Тобольского Кремля

2. Нарисуй, проведение уроков  в семинарии, в регентской школе, или  иконописной мастерской.

3. Нарисуй как священник и семинаристы проводят службу в Софийском соборе Тобольского кремля.

Следи за нами в соц. сетях

подробнее о номинации

Кораны Екатерины: для мусульман империи и всего мира
236 лет со дня выхода в России первого
               печатного издания Корана (1787 г.).                  

                           «…многие нравственные истины
                                                изложены в Коране 
                                        сильным и поэтическим
                                       образом» (А. С. Пушкин).

С XVI по XVIII век Россия активно осваивала новые земли – ближние к своим границам и дальние.  Продвигаясь по Сибири на восток, первопроходцы в 1628 году основали город Красноярск, а в 1661 году – Иркутск. Новые территории входили в состав империи вместе с народами их населявшими. Страна становилась всё более и более многонациональной, жители ее исповедовали разные религии.  

Новые российские подданные давали клятву на верность царю по тексту присяги, но с изменениями - согласно вероисповеданию, «по своей вере». Государство еще никак не определяло в законах свое отношение к вере других народов. И только в 1773 году в правление императрицы Екатерины II был принят долгожданный указ «О терпимости всех вероисповеданий…построения по их закону молитвенных домов».

Спустя пять лет Екатерина II издает распоряжение о том, чтобы для бесплатной раздачи мусульманам напечатать канонический текст Корана (Канонический – значит твёрдо установленный). Этот текст должен быть единым для мусульман на всей территории России.

Как поясняет один из видных исследователей ислама, для подготовки текста Корана к печати пригласили очень известного каллиграфа и знатока священной книги – муллу Усмана Исмаила. По его почерку и был сделан шрифт, который передали в типографию Академии наук Санкт-Петербурга. И несколько первых тиражей Корана было напечатано в Петербурге. Это первое печатное издание Корана, причем мусульманами принятое, потому что его подготовил мусульманин.

Потом этот типографский набор отправили в Казанский университет. И Коран продолжали печатать в Казани, эти книги получили название «казанские Кораны».

По мнению ученых, шрифт каллиграфа Усмана Исмаила считался одним из лучших в Европе. Достоинство его в том, что он не вызывает разночтений, то есть текст прекрасно читается. И сейчас, в XXI веке, мы можем прочитать все, что им написано.

Кораны Екатерины, сегодня больше известные как «казанские Кораны», стали популярны и востребованы не только в странах Средней Азии, но и на Ближнем Востоке. Получается, что Россия подарила мусульманскому миру не только печатный Коран, который был этим миром воспринят, но и шрифт, известный сегодня, как«казанский». Хотя было бы правильнее называть его «петербургским» шрифтом.

Конечно, Коран был известен в России задолго до правления Екатерины II. Рукописные экземпляры священной книги хранились в царских сокровищницах Ивана Грозного, Петра I, в главных библиотеках страны. Но выход в свет в России первого печатного Корана был очень важен: государство показало этим, что поддерживает мусульман и уважает их веру. Это уважительное отношение к Корану и людям, его исповедующим, стало традицией на многие годы.

Конкурсные задания:


1. Нарисуй,как Екатерина II распоряжается издать для Российских мусульман канонический текст Корана.

2. Нарисуй, как известный знаток священной книги Корана - мулла Усман Исмаил готовит к изданию канонический текст Корана.

3.Нарисуй , как мусульманин из Сибири дарит Коран мусульманину с Ближнего Востока.