Сибирь Духовная

Духовный лидер Сибири.
370 лет со дня рождения святителя Филофея Лещинского, митрополита Сибирского и Тобольского
Император ислама Абдрашит Гумерович Ибрагимов
положение для школьников

подробнее о номинации

Духовный лидер Сибири.
370 лет со дня рождения святителя Филофея Лещинского, митрополита Сибирского и Тобольского

 У каждого города есть своё богатство. Оно в прекрасной архитектуре, научных разработках, в великих людях и их трудах. Но у некоторых городов есть особое и очень ценное богатство – духовное. Тюмень – в их числе.

Многие православные люди знают Тюмень как место, где находятся мощи великого подвижника и проповедника христианской веры святителя Филофея (Лещинского).

Жил святитель много лет назад, но дела его были столь обширны и помощь людям столь велика, что и сегодня к нему обращаются с молитвами, читают у раки акафисты, просят утешения и заступничества. Мощи святителя Филофея находятся в храме Свято-Троицкого мужского монастыря. В этом году православные отмечают юбилейную дату – 370 лет со дня рождения сибирского святого.

Филофей Лещинский по указу  Петра I от 18 июня 1700 года был рукоположен в митрополита и направлен в город Тобольск. 14 лет он управлял Сибирской епархией.

Много задач стояло перед митрополитом в Сибири! Отец Филофей докладывал царю: «Пришел в сибирские станы, в церквях Божьи обрел великое настроение…». Но будучи человеком опытным в духовном наставничестве и в хозяйственных делах, митрополит активно взялся за просвещение иноверческого народа. Крестил людей, добираясь в самые далёкие уголки епархии – и в жару, и в холод, и в дождь, и в метель. Ему удалось обратить в истинную веру около сорока тысяч язычников и магометан!

Везде, где бывал святитель, строились новые церкви. Всего же за время его управления было выстроено 288 церквей, 37 монастырей и большое количество приходов. Под руководством Филофея Лещинского в Тюмени построен первый каменный Благовещенский собор, началось возрождение уничтоженной пожаром Свято-Троицкой обители.

В те времена в Сибири было мало грамотных людей даже среди боярских детей. Святитель понимал важность образования для человека – в том числе духовного. А потому уделял много внимания обучению юношей, дабы появлялись в епархии достойные пастыри. Митрополит писал Петру I о необходимости открыть духовные школы. Царь одобрил эти намерения, и на сибирскую землю прибыли ученые монахи из Киева, которые были поставлены учителями.  

В епархии стали появляться славяно-латинские школы. Первая открылась в 1703 году в Тобольске, затем в других местах, в том числе и в Тюмени. Просветительская деятельность шла в стенах Свято-Троицкой обители.

Митрополит Филофей почил в 1727 году, но потомки продолжили великие дела святителя. Постепенно Свято-Троицкий монастырь стал религиозно-просветительским центром. Позже настоятель обители архимандрит Филарет устроил при монастыре церковно-приходскую школу, где бесплатно обучались 40 детей. А спустя 10 лет архимандрит построил на собственные средства новое большое здание, где могли обучаться 80-100 учеников. За монастырской школой закрепилось название Филофеевская в честь сибирского святителя.

Перед революцией в Филофеевской школе учились как послушники монастыря, так и несколько мальчиков из беднейших семей, ученики находились на полном обеспечении обители. Ребята занимались два года. Учащиеся постигали Закон Божий, чтение, русский язык, арифметику, чистописание, церковное пение, историю, географию, физику, геометрию и естествознание.

После революции духовные школы закрылись почти на 80 лет.  Но те времена прошли, и отношение государства к Церкви изменилось. Вновь была разрешена монашеская жизнь, началось возрождение обителей по всей России. Наместником Свято-Троицкого монастыря назначили иеромонаха Тихона (Бобова). К обители был приписан Крестовоздвиженский храм Тюмени, с которого, собственно, началось восстановление и самого монастыря, и духовной школы при нем.

Сейчас Филофевская школа имеет другое название – Тюменское духовное училище. Здесь учатся юноши от 14 лет, они изучают общие предметы, которые проходят в 10 и 11 классах общеобразовательных школ, а также духовные дисциплины. Например, постигают библейскую историю Ветхого и Нового заветов, историю Православной церкви, литургику, катехизис, церковное пение и церковнославянский язык. В стенах училища возродилось драматическое искусство, которое появилось в духовных школах благодаря Филофею Лещинскому. После выпуска юноши становятся церковнослужителями, могут трудиться пономарями, чтецами, звонарями.

Каждый день  ученики Духовного училища проходят мимо установленного в 2007-м году памятника великому просветителю Сибири Филофею Лещинскому. Ежегодно воспитанники принимают участие в Филофеевских чтениях, где выступают с докладами. В традициях училища и участие в миссионерской работе, по примеру своего главного наставника – святителя Филофея, а также участие в Славянском ходе по пешим, автомобильным и водным маршрутам. В нынешнем году учащиеся отмечают 135 лет создания школы при Свято-Троицком монастыре.

Конкурсные задания:


1. Изучи фотографии, картины и иконы с изображением святителя Филофея и нарисуй свой портрет святого.

2. Изобрази, как святитель Филофей ведёт миссионерскую деятельность, пробирается в отдалённые уголки своей епархии.

3. Представь и нарисуй, как учились ребята в первых духовных школах.

4. Посмотри, как выглядит современное Тюменское духовное училище, и изобрази его.

5. Изобрази памятник Филофею Лещинскому на площади у Духовного училища.

подробнее о номинации

Император ислама Абдрашит Гумерович Ибрагимов

Есть среди татарского народа выдающиеся люди, которые оставили след в истории всего мусульманского мира. Один из них – Абдрашит Гумерович Ибрагимов. Ученый, просветитель сибирских татар, публицист, проповедник, общественный деятель.

Родился Абдрашит Ибрагимов в 1857 году в городе Тара Тобольской губернии (сейчас это районный центр Омской области).

Ибрагимовы принадлежали к бухарскому сословию. Бухарцы – это группа людей, которая состояла из узбеков, уйгуров, таджиков и некоторых других народов, перебравшихся из Средней Азии в Западную Сибирь.

Родные Абдрашита были людьми образованными, состоятельными и считали своим долгом помогать в укреплении и распространении исламской веры.

С 1784-го года его прадедушка бухарец Абдурашид стал главой мусульманской общины – ахуном Тарского уезда. Именно при нём в Таре начала строиться первая в Сибири каменная мечеть.

После смерти ахуна обязанности имама Тарской мечети перешли к сыну Ибрагиму – дедушке Абдрашита. Строительство каменной мечети шло не быстро. Согласно некоторым источникам, мечеть в подгорной части татаро-бухарской слободы открылась в 1793 году, согласно другим – в 1802-м. Это было белое каменное здание в два этажа, с минаретом, окруженным балконом и полусферическим куполом. Ибрагим сам покрыл крышу мечети железом и выкрасил в зеленый цвет.

Отец Абдрашита, Гумер, в юности учился в мусульманской школе – медресе, где изучал арабский, персидский языки, хорошо владел русским. Мама Абдрашита, Гафифа-банат, также была воспитана в вере, училась дома, а затем в течение 40 лет сама обучала девочек из мусульманских семей.

Благочестивые родители любили сына и взращивали в нём крепкую веру. Учился Абдрашит сначала дома, а когда исполнилось десять лет, продолжил обучение в медресе, в родном селе своей мамы – Альменево. Абдрашит рос внимательным и любознательным юношей. К сожалению, настали горькие времена – в 17 лет Абдрашит остался сиротой.

Молодой человек отправился в Тюмень. Здесь он трудился, чтобы иметь средства на жизнь, и одновременно учился в медресе «Яна авыл». Затем продолжил обучение в Поволжье, в одном из медресе Татарстана. В летние каникулы Абдрашит подрабатывал – учил грамоте казахских детей.

Тяга к знаниям и стремление к неизведанному помогли Абдрашиту Ибрагимову попасть в Саудовскую Аравию. В Медине он несколько лет усердно изучал основы ислама, языки, общался с учеными и мыслителями разных стран.

В 1885-м году Абдрашит Гумерович вернулся в родную Тару, где был с радостью и почётом встречен мусульманами и стал имамом Тарской соборной мечети. А вскоре начал выполнять обязанности указного муллы и трудиться преподавателем (мударрисом) в местном медресе. С начала 90-х годов Абдрашит, как его прадедушка и дедушка, стал ахуном Тарского уезда.

Абдрашит Гумерович много путешествовал по миру – изучал, писал, проповедовал.  Однажды осенью ученый задержался в Японии. Эта страна быстро развивалась и была интересна Абдрашиту Ибрагимову. Здесь он выступал с речами, читал лекции по истории и теории ислама. Некоторые японцы, прислушиваясь к речам Абдрашита Гумеровича, приняли ислам.

Посетив ещё ряд стран, учёный начал выпускать в Турции несколько журналов, опубликовал книгу путешествий «Мир ислама». Эти издания принесли автору широкую известность.  Его имя узнали не только в Сибири и Турции, но и во всем мусульманском  мире.

Абдрашит Гумерович был решительным и настойчивым человеком. Во время Первой мировой войны он добился освобождения военнопленных мусульман.

С 1930-го года учёный и проповедник навсегда связал свою жизнь с полюбившейся Японией. По его инициативе закончилось строительство Соборной мечети в Токио, здесь он до конца своих дней исполнял обязанности имама. Абдрашит Гумерович имел горячую веру и надеялся обратить в ислам как можно больше японцев. Образованный и харизматичный, Абдрашит-хазрат был вхож в императорскую семью. Старания подвижника не прошли даром. В 1939-м году ислам был официально признан в Японии одной из действующих религий.

Умер Абдрашит Ибрагимов 31 августа 1944 года, похоронен на мусульманском кладбище в Токио.

Конкурсные задания:


1. Нарисуй маленького Абдрашита с родителями.

2. Нарисуй портрет взрослого Абдрашита Гумеровича.

3. Изобрази  Абдрашита Ибрагимова, изучающего Коран.

4. Посмотри фотографии первой каменной мечети в Сибири и нарисуй её.