Край Сибирский – колыбель многих выдающихся личностей. Семен Ульянович Ремезов – в их числе. Его выдающийся талант и многолетний самоотверженный труд на благо Сибири и России еще не до конца оценены…
Пожалуй, впервые многие узнали о нем из романа нашего писателя-современника Алексея Иванова «Тобол», а совсем недавно его именем был назван новый аэропорт Тобольска. Так кто же он – Семен Ремезов? Одни называют его сибирским гением, другие сибирским самородком, а некоторые ставят в один ряд с Михаилом Ломоносовым и Леонардо да Винчи…
Родился Семен Ульянович Ремезов в Тобольске в 1642 году, т. е. 380 лет назад. примерно через 60 лет после присоединения Ермаком Сибири. Рубеж XVII-XVIII веков связан с именем Петра Великого. В петровскую эпоху страна открывает для себя Европу и одновременно стремительно движется на восток, открывая все новые территории до самых берегов Тихого океана. Мир перестает быть замкнутым пространством. Вместе с ним менялись и люди.
Бытие сибирского мужика того времени в условиях сурового климата и малолюдия требовало таких умений, навыков, смекалки, силы, чтоб одному справляться за пятерых… вот откуда это разнообразие видов деятельности… отсюда же и истоки сибирского характера, который выковывался в условиях артельности, внутренней свободы, взаимовыручки.
И творческие способности, и жадность до новых знаний и хозяйственная смекалка – все это было заложено Семену в семье –от отца и деда.
Наш земляк начинал со служения в казачьем войске. Затем, выполняя разные поручения архиерейского дома, объездил значительную часть Сибири. Семен – один из немногих, кто имел доступ к текстам всех книг архиерейской библиотеки. Эти знания очень помогут будущему писателю.
Как этнограф Ремезов составил описание сибирских народов. Как картограф – десятки карт отдельных территорий, а позднее первый атлас Сибири. Он также сделал огромную карту (высотой до трех метров)сибирских земель для Петра Первого. Самодержец держал ее на стене своего рабочего кабинета. Есть свидетельства, что царь любил экзаменовать по ней«молодых специалистов» с европейскими дипломами.
Талант художника позволил ему стать лучшим картографом своего времени. Карты Семена Ремезова – это чудо, они не похожи на современные карты… Ни параллелей, ни меридианов. Главный ориентир – реки и дороги. Юг – вверху, север – внизу. Карты снабжены многочисленными надписями: где находятся немирные самоедские зимовья, а где другие народы и чем занимаются. Читаешь: «варят соль», «плавят золото», «промыслы собольи и оленьи». На картах можно увидеть рисунки городов, можно даже сосчитать, сколько башен в крепостной стене, и увидеть, как выглядел главный собор. Карты раскрашены: реки и озера – синие, леса – зеленые, горы – желтые, дороги – черные и красные. Ремезов отмечал и древние курганы, и развалины городов, и даже место, где в его время лежали «остатки судов Ермаковых». Ремезовские карты в эпоху великих открытий позволяли видеть мир в целом и в частности.
С именем Семена Ремезова связано возведение в Тобольске жемчужины русской провинциальной архитектуры – Тобольского кремля эпохи основания Санкт-Петербурга. Петр Первый лично поручил Ремезову исполнить этот проект. Талант Ремезова-архитектора поразил современников. По замыслу автора величие и великолепие этого каменного ансамбля должно было отражать дух сибирской восточной столицы – второй после Санкт-Петербурга. И это ему удалось.
До начала строительства талантливый инженер первым делом занялся изысканием залежей глины, а найдя, построил для нужд будущей стройки кирпичный завод. Логистика! Чертежи завода вместе с другими ремезовскими «придумками» вошли в «Чертежную книгу», изданную в 1701 году.
Ремезова называют родоначальником русской инженерной графики. Несколько листов в «Чертежной книге» отведено чертежам разного рода артиллерийских орудий, производство которых было начато по поручению царя с участием Семена Ремезова на железоделательных заводах (ныне город Каменск-Уральский в Свердловской области). Талантливый художник возглавлял артель живописцев. Известны и иконописные работы. Для тобольского Софийского собора написал храмовую икону и расписал выносную часовню.
Ремезов рисует и изготавливает воинские знамена для сибирских полков. Известны интересные рисунки Ремезова в альбоме воеводы Андрея Виниуса, где, кстати, находим изображение сибирского зверя –мамонта.
А еще… он подготовил около полутора сотен рисунков-иллюстраций к своему главному литературному труду – рукописной летописно-исторической повести «История Сибири», в которую вошли рассказы о присоединении Сибири к России, о первых временах пребывания русских в Сибири, о Ермаке. Он писал о нем как о достойнейшем человеке и правителе: «Он был мужественен, разумен, человечен, зрачен и всякой мудрости доволен». Эта «История…» более известна как Ремезовская летопись… Написана она в поздний период жизни нашего земляка (прожил он не менее 80 лет, точная дата смерти неизвестна), когда пришли и опыт, и мудрость. Его повествование строится на скрупулезном подборе фактов, которые зафиксированы в документах, легендах, преданиях, поверьях, фольклоре, воспоминаниях бывалых людей, в том числе современников Ермака… не только русских людей, но и татар, а также представителей малых народов. К этим источникам он подходит как к достоверным и использует в повествовании. Подобная «легендарность» не снижает художественной ценности произведения.
Незаурядное творческое дарование, начитанность и историзм отмечены историографом Российского государства Геральдом Фридрихович Миллером. Содержание рукописной книги Ремезова стало базой для его фундаментального исторического труда «Описание Сибирского царства и всех произошедших в нем дел, от начала, особенно от покорения его российской державе по сии времена» (С-Петербург 1750 г.).
Художник, писатель, историк, картограф, инженер, архитектор, этнограф… Вот сколько профессий соединилось в одном человеке! Откуда такое разнообразие дарований? К ответу на этот вопрос мы попытались приблизиться и не более того. Пытливый ум, любовь к родной истории и краеведению помогут сделать еще немало открытий.
Шел 1947 год. На берегу Иртыша стоял молодой, крепкого сложения парень в военной форме. Стоял и задумчиво с волнением смотрел то на широкий Иртыш, то на постройки, расположенные на его противоположном берегу и освещенные вечерним солнцем. Сердце радостно билось от волнения, он вздыхал, испытывая легкость окончания разлуки. Наконец, от противоположного берега отошел паром. Звали парня Григорий. А с той стороны окнами домов, пришвартовавшимися катерами, лодками, высокой горой и Софийским кремлем на него с надеждой смотрел Тобольск. Это была их встреча после долгой разлуки.
Рассказ наш пойдет о человеке, воспевшем сибирскую землю в красках, о Григории Степановиче Бочанове, живописце, пейзажисте, авторе многочисленных натюрмортов. Родился он в деревне с интересным названием Сладкая Омской области 10 мая 1922 года. Был он мальчиком резвым и очень внимательным. Родители замечали: бежит, бежит маленький Гриша, а потом увидит что-то, остановится и долго рассматривает. Любил он смотреть и на цветы, и на закат, и на дом на пригорке, и на озеро. Но счастливое детство продолжалось недолго. В 30-х годах прошлого столетия началась борьба советской власти с крестьянством. Родителей Григория раскулачили и сослали, брата расстреляли, а его самого увезли на далекий Север в детский дом в деревне Восьюган. Там, в детском доме, как потом рассказывал сам Григорий Степанович: «Я и начал рисовать». «Объектами моих художественных изысканий и моими натурщиками были тогда коровы, курицы, собаки, лошади – вся восьюганская живность».
В 1940 году он осел у дальних родственников в Тобольске. Городок понравился, но задержаться долго не получилось. В этом же году Григорий Бочанов был призван в армию. Начавшаяся в 1941 году война застала его на Дальнем Востоке. В составе Камчатской военной флотилии он защищал восточные рубежи нашей страны, был награжден орденом Великой Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Японией». Прослужил Григорий до 1947 года, по демобилизации решил вернуться в Тобольск. Суровые годы службы в армии не стерли воспоминания детства. Образы родной природы, напротив, жили в нем и давали душевную легкость. Возможно там, на службе, он окончательно решил стать художником.
1948 году они другие художники-фронтовики основали филиал Художественного фонда. Художественная мастерская стала для Григория Степановича вторым домом. Здесь он оттачивал свое мастерство. Достигнув профессиональных высот в живописи, он смог не только передавать красоту окружающего мира, но и внутренний свет души, присутствующий в нем с детства. Так в 1972 году одна из посетительниц его выставки написала: «Все краски такие светлые, яркие, весенние. «Голубая земля» – она, наверное, голубая не только из космоса смотрится. Ее надо увидеть такой. Спасибо Вам, Григорий Степанович, Вы – увидели!» «Его натюрморты так хороши, что трудно отвести взгляд. Они светлы и радостны», – пишет другая посетительница его выставки. «Я очарована его смелой живописью, сильной и очень русской», – пишет автор статьи после знакомства с работами художника.
Среди работ Григория Степановича выделяются картины «Пристань в Березовке», «Здесь начинается Иртыш», «Веселенький цветок герань», «На диком береге Иртыша», «Дарытайги». Однажды его попросили назвать свое любимое произведение. «В каждой картине я оставил частицу своей души», – ответил он. «Кому-то нравится моя работа «Тобольск после дождя», кто-то восторгается картиной «На диком береге Иртыша», а кому-то милее полотно «Здесь начинается Иртыш» – сколько людей, столько мнений», – говорит мастер.
Бывали в его жизни и неприятные случаи. Работа «Ждут пароход» была номинирована на Государственную премию СССР. «Членам комиссии моя картина очень понравилась. Когда на следующий день они вновь захотели увидеть мою картину, она чудесным образом исчезла. Пропажа раскрылась позже. Был такой «средней руки» художник Остап Шрут, ему стало завидно, что мою работу так высоко оценили, и он потихоньку вывез работу за город. Нет, воровать он ее не хотел, затем картина вернулась на свое место. Однако время было упущено. Так я пролетел мимо Государственной премии», – вспоминал Григорий Степанович. Огорчения не опустошили его, не затмили в нем душевный свет. Работы, рожденные его кистью, продолжали отражать его талант, духовную зрелость и видение окружающего мира в светлых тонах.
Художник Григорий Бочанов – автор городских, областных, зональных и республиканских выставок. Он лауреат премии А.А. Дунина-Горкавича, заслуженный гражданин города Тобольска. Его друг и известный поэт Виктор Боков (1914-2009 гг.) посвятил ему несколько стихотворений.
Работы Григория Степановича хранятся в Тюменском музее изобразительных искусств, Куйбышевском и Кисловодском художественных музеях, в Березовском краеведческом музее, в частных собраниях России, Казахстана, Грузии, Англии, Германии, Италии, Югославии, Польши, Турции и США. К сожалению, в 2012 году на 91-м году земной путь Григория Степановича закончился.
Григорий Степанович Бочанов остался в истории нашего края чистым и светлым примером. Простой мальчишка со сложной судьбой через всю жизнь пронес любовь к родному краю. Именно любовь к окружающему миру и хранившийся в нем свет рождали неповторимые картины. Он прославил свой город, и Тобольск благодарен ему.
13 мая 2022 года в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике состоялось открытие выставки «Мир через искусство», посвященной 100-летию тобольского художника Григория Степановича Бочанова (1922-2012 гг.)