ДОРОГИ К СИБИРСКИМ БОГАТСТВАМ

55 лет с начала строительства железнодорожной магистрали
Тюмень-Тобольск-Сургут
Трасса мужества
положение для школьников

подробнее о номинации

55 лет с начала строительства железнодорожной магистрали Тюмень-Тобольск-Сургут

Чуть более полувека назад Тюменская область стала известна не только нашей стране, но и всему миру. На севере края были разведаны невиданные богатства – более десяти нефтяных месторождений, среди них и знаменитый Самотлор. Только вот беда – находились они в местах, где не было ни дорог, ни жилья для людей, которые должны были здесь работать. Не было ничего, чтобы добывать нефть! Все это надо было построить, создать, возвести.

Для строительства новых городов, для добычи нефти нужны были механизмы, техника, строительные материалы... Настоящим спасением была бы железная дорога от Тюмени на север! Но специалисты, изучившие местность, высказывали сомнения. Не подходила эта территория для строительства: сплошные болота, реки и речушки, хляби, зыбкие почвы. Опыта прокладки дороги на таких землях не было в те годы ни у кого.

И все-таки дорогу надо было строить!  Решение о строительстве стальной магистрали длиною 700 километров - от Тюмени до Тобольска и далее до Сургута - было принято правительством страны в конце 1965 года. И грандиозная стройка началась!

В Тюмень из других областей приехали сотни специалистов и рабочих, имевших опыт строительства дорог.  К ним присоединились местные энтузиасты – те, кто был готов к трудовым подвигам. Условия были настолько сложными, что без подвигов было не обойтись.

Строители называли эту дорогу «лесенкой» – каждый шаг вперед означал преодоление. Тяжелые машины проседали, проваливались на болотистых почвах, людям порой приходилось работать по пояс в воде. А зимой, когда морозы достигали 40 градусов, глохли двигатели бульдозеров и экскаваторов - застывало горючее. Но строители продолжали двигаться вперед – делать прочную насыпь, укладывать на нее рельсы и шпалы, рубить просеки в непроходимых лесах, сооружать переходы через речки и овраги. Некоторые участки дороги давались особенно трудно, таким оказалось, например, Еланское болото – пять километров этой бездонной трясины преодолевали несколько месяцев!  

Но были и праздники у первопроходцев. Осенью 1967 года стальной путь дотянулся до левого берега Иртыша – за рекой начинался Тобольск! Гудок тепловоза приветствовал город. На этот сигнал гудками отозвались все промышленные предприятия, каждый пароход на Иртыше и Тоболе! Это был памятный день для тоболяков, радостно встречавших первый поезд.

А затем следующий этап – строительство моста через Иртыш… Этот большой ажурный мост вы можете видеть и сегодня на подъезде к Тобольску.

Чтобы проложить стальную колею от Тобольска до Сургута понадобилось еще шесть лет тяжелой работы, поиска новых решений, терпения и упорства.

И вот праздник наступил – 5 августа 1975 года на станцию Сургут прибыл первый поезд! Встречать его пришло все население города. Поезд прошел по новому - крупнейшему для того времени! -  двухкилометровому мосту через реку Обь… С неба, с вертолета сыпались листовки. Известный всей стране писатель Борис Полевой так приветствовал строителей: «Родные мои! Вот вы и дошли»!

Открылась дорога на север! Дорога к богатым месторождениям, к новым городам, которые стали быстро расти и развиваться -  чтобы страна получила «черное золото».

Кроме стальной колеи от Тюмени до Сургута за эти годы были построены вокзалы, локомотивные депо, дома и школы в 23 станционных посёлках… Там, где пролегла железная дорога, начиналась новая жизнь!

Конкурсные задания:


1. Нарисуй как прокладывали железную дорогу через болота и непроходимые леса к Тобольску и Сургуту.

2. Нарисуй первый поезд на берегу Иртыша, у Тобольска.

3. Нарисуй как радостно встречали первый поезд в Сургуте.

подробнее о номинации

Трасса мужества

Тюменская область – край нефти и газа. Месторождения эти называют кладовыми не случайно. Они действительно похожи на клады, которые нашли геологи  глубоко под землей на тюменском севере. Клады с «черным золотом» - нефтью! Наша огромная страна благодаря им получила возможность сразу стать значительно богаче и сильней.

Но «черное золото» надо было добыть из-под земли. И добыча началась в 1960 году с Шаимского месторождения, недалеко от города Урая. Однако нефть требовалось еще привезти на заводы, которые находились за тысячи километров от кладовых. Как это сделать?

Сначала нефть возили по рекам грузовыми баржами. Но к зиме Обь, Иртыш покрывались льдом и почти до лета перевозки останавливались. Тогда правительство страны решило, что лучше всего будет доставлять нефть по большим трубам. Они называются нефтепроводами. В середине 60-ых годов начали строить нефтепровод от Шаимского месторождения до Тюмени длиною в 440 км. Эту стройку вскоре стали называть трассой мужества, потому что работали на ней по-настоящему мужественные, сильные духом, упорные люди.

Первыми шли те, кто прорубал просеки в тайге и болотах. Затем строили лежневки (дороги из бревен) и мосты. Экскаваторы, утопая в болотах, копали траншеи для будущего нефтепровода; только по зимникам (грунтовым дорогам зимой) завозили трубы, потому что летом эти места были совсем непроходимыми. Сварщики соединяли трубы между собой - сварено было около 52 тысяч стыков!

Жили первопроходцы в передвижных строительных городках, в вагончиках. Условия нередко были спартанскими: палатки, костры. Потом, конечно, построили и бани, и столовые, и медпункты, и даже клубы. А еще очень досаждал гнус. От комаров и мошек не было в то время препаратов. Правда, выдавали сетки (надевали их на голову, плечи), пропитанные чем-то невкусным для комаров. Только это и спасало.

Небывалыми в том, 1965 году, случились и морозы, а весной – разливы. Но и это не остановило работы на трассе мужества. Многое делалось на этой стройке впервые.

Например, здесь впервые при укладке труб были задействованы вертолеты. 102 километра труб нефтепровода были уложены «с воздуха»! Представь, как непросто это было. Вот через непроходимое болото прокопана траншея для нефтепровода, в нее надо уложить трубы. Но доставить их по болоту невозможно. Тогда несколько труб сварщики соединяли между собой на площадке за границей болота. Потом сверхпрочный стальной трос одним концом крепили к этим трубам, а второй – к мощному вертолету. Вертолет поднимался в воздух, вслед за ним над землей на тросе поднималась труба – получалась «подвеска». С ней вертолет летел на болото и опускал ее точно в траншею! А там уже трубу принимали строители. От экипажа вертолета, от людей, которые трудились на земле, требовались высокое мастерство, умение действовать быстро, проявлять смекалку.

Вот как вспоминает о других «хитростях» один из участников стройки: «Чуть не каждый километр требовал особого решения, отказа от шаблонов. Например, при переходе через Тарманские болота траншея после копки сразу заплывала водой, трубу невозможно было укладывать. Тогда придумали вот что: сваривали трубы между собой, делали изоляцию (специальное покрытие, чтобы труба не разрушалась, не ржавела) и только после этого рыли траншею. Трубу немедленно в неё укладывали, и вода уже была не страшна».

Трасса шла из двух точек: на севере – от Урая, на юге – из Тюмени. Через 500 дней продвигавшиеся навстречу друг другу строители встретились! Лучшим сварщикам доверили сделать последний, «красный» стык первого сибирского нефтепровода. И в декабре 1965 года западносибирская нефть поступила на нефтеналивную станцию в Тюмени. Там ее уже ждали железнодорожные цистерны, чтобы доставить «черное золото» на заводы страны. Это была настоящая трудовая победа!

Сегодня нефтепровод Шаим-Тюмень, построенный 55 лет назад, продолжает действовать. Он был первым в нашей области, вслед за ним появились другие - от северных месторождений потянулись на запад и восток. А опыт, полученный на трассе мужества, пригодился еще многим-многим строителям Сибири.

Конкурсные задания:


1. Нарисуй, как строители с помощью техники прокладывают в тюменской тайге и болотах трассу мужества.

2. Нарисуй, как первые строители живут в палатках и обогреваются, готовят еду на кострах.

3. Нарисуй, как доставляют трубы (в непроходимые для машин места) на вертолете с помощью «подвески».